Тюменские ученые изучили материалы могильника Воденниково-1 конца VII-VIII веков в районе города Шадринска.
В период раннего средневековья, в VI-VIII века, происходит экспансия таежного населения на юг, и ранних тюрков — на лесостепные и степные территории. Такие процессы, вероятно, были обусловлены формированием новых трасс торговли в экономико-политической системе Тюркских каганатов. Однако механизм взаимодействий отдельных групп оставался неясным, малая исследованность памятников не позволяла определять характер миграций, их датировку.
Неоднократно ставился вопрос об участии переселенцев из Сибири в формировании раннесредневековых культур Поволжья, Приуралья, Прикамья на основе аналогий в потчевашской, бакальской, релкинской, верхнеобской культурах и так называемых «молчановских» памятниках. Столь широкий территориальный охват и недостаточная конкретность сравнений не позволяли определить зону исхода и культурную принадлежность предполагаемых мигрантов. Вместе с тем раскопки экспедиции ТюмГУ дают материалы для реконструкции одного из моментов переселения сибирских групп на запад.
Могильник Воденниково-1 расположен в Курганской области на правом берегу Исети при впадении в нее реки Миасс. Статья «Могильник Воденниково-1 и проблема начального этапа мадьярского этногенеза» археологов СоцГум ТюмГУ Натальи Матвеевой, Евгения Третьякова и Александра Зеленкова вышла в сборнике «XXII Уральское археологическое совещание: материалы Всероссийской научной конференции».
Памятник состоит из 56 курганов, выстроенных в плотные цепочки, из которых изучено 14. Они имеют простую стратиграфию: черноземное тело с выбросами из могил, мешаным заполнением ям, в большинстве своем ограбленных, рвов нет. В части курганов есть центральное погребение раннего железного века и впускное – эпохи средневековья.
Материалы могильника Воденниково-1 конца VII-VIII веков в районе Шадринска с ингумациями под курганами демонстрируют взаимодействие бакальского и потчевашского населения в западной части ареала бакальской культуры, выразившееся в синкретичных вариантах керамики и погребального обряда.
Некрополь отражает новации в ритуале: гробы, колоды, западные ориентировки, установка сосудов рядом с могилами, поминальные комплексы из сосудов и голов лошади в западной поле, что позволяет отнести его к «перейминскому» типу памятников. Описав найденные артефакты и проведя сравнительный анализ, ученые предположили, что в VII-VIII веках в ареал бакальской культуры вторглась группа переселенцев из южной тайги Прииртышья. После краткого обособленного проживания (впускные погребения в ранние курганы) началась миксация с преобладанием носителей потчевашской культуры.
Ученые полагают, население Прииртышья, теснимое кочевниками, разделилось и покинуло места своего проживания, передвинувшись к западу и востоку. Вероятной причиной широтной миграции могло быть продвижение кыпчаков в VIII веке. Исследователи уточняют, что эта гипотеза нуждается в верификации антропологическими и генетическими данными. Работа подготовлена при поддержке РФФИ и Фонда «За русский язык и культуру в Венгрии».