Безусловно принимающие вакцинацию реже посещают соцсети и больше доверяют государству

Социальные сети

Общепризнано, что вакцинация — один из важных сдерживающих факторов пандемии коронавируса. Хотя Россия одной из первых разработала вакцину от Covid-19 (массовая кампания по иммунизации началась в 2021 году), в течение долгого времени темпы вакцинации оставались невысокими. К октябрю 2021 года лишь 36 процентов взрослых россиян были вакцинированы, причем многие из них из-за требований на работе. Экономисты ВШЭ выявили факторы, которые влияют на низкое доверие россиян к вакцинации, а также предположили, что может помочь ее продвижению.

Безусловно принимающие вакцинацию реже посещают соцсети и больше доверяют государству 0

Статья опубликована в журнале Vaccine. В исследовании используются данные 29-й волны Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ НИУ ВШЭ). Осенью 2020 года респондентам был задан вопрос «Собираетесь ли вы вакцинироваться от Covid-19, когда вакцина будет доступна?».

На тот момент речь не шла о какой-то конкретной вакцине, так как все они находились на этапе тестирования. Поэтому ответы в значительной степени отразили общее отношение людей к вакцинации. Оказалось, что лишь восемь процентов респондентов были готовы вакцинироваться в любом случае, 36 — только если они будут уверены в безопасности и надежности вакцины, 44 процента не собирались вакцинироваться и 13 — не определились, как поступят. Таким образом, уровень неприятия вакцинации был очень высок еще до завершения испытания вакцин и тем более их применения. В то же время более трети ответивших продемонстрировали высокую степень рефлексии, так как их решение зависело от качества будущей вакцины.

В этой публикации впервые в России исследователям удалось на основе многомерного эконометрического моделирования выявить факторы, которые влияют на намерение вакцинироваться от коронавируса. В выборку для оценки модели вошли 8529 респондентов 18 лет и старше.

Преимущества данных РМЭЗ НИУ ВШЭ в том, что они включают как стандартные социально-демографические переменные, так и вопросы, позволяющие построить профиль личности человека, данные о частоте использования социальных сетей, степени религиозности, доверии государственным институтам. Все эти характеристики, а также уровень заболеваемости в регионе в течение семи дней перед опросом использовались как независимые переменные в регрессионной модели.

Ее оценки позволили выявить значимые различия между четырьмя группами населения. В частности, различия по полу и доходу не были обнаружены, но по сравнению с «рефлексирующими» к отрицанию вакцинации оказались более склонны люди и молодого, и старшего возраста как с очень плохим, так и с очень хорошим здоровьем.

Те, кто отказывался от вакцинации, имели более низкий уровень образования, чаще проживали в Москве или Санкт-Петербурге, среди них больше склонных к риску. По сравнению с «рефлексирующими», у них выше уровень как невротизма, так и дружелюбия, выше доля как не посещающих церковь, так и делающих это раз в месяц и чаще. В то же время они меньше доверяли государственным институтам и низко оценивали риск заражения ковидом.

Группа безусловно принимающих прививку отличалась самым высоким доверием к государству и реже всех посещала социальные сети. Вероятно, это значимый вывод, так как соцсети стали важным источником распространения информации о вакцинации против Covid-19, однако в них нередко преобладали антипрививочные настроения и конспиративные теории. По сравнению с принимающими прививку условно, у этих людей выше уровень дружелюбия и ниже — экстраверсии, и среди них несколько больше атеистов. Этот выбор также более характерен для людей, уже переболевших коронавирусной инфекцией.

Таким образом, в основе различного отношения к вакцинации лежит целый комплекс факторов — как социально-экономических, так и связанных с личностью человека, его отношением к риску и доверием к государству. Ученые отмечают, что в будущем необходимо учитывать различия между этими четырьмя категориями людей при проведении информационной политики для популяризации вакцинации.

«Возможно, чтобы убедить тех, кто готов вакцинироваться при определенных условиях, необходимо использовать конкретные данные, подтверждающие эффективность и безопасность используемой вакцины. К группе тех, кто категорически не согласен вакцинироваться, необходимо использовать другой подход. Возможно, им не хватает знаний о вакцинации в целом. В таком случае среди этой аудитории необходимо популяризировать достижения науки и медицины», — отмечает ведущий научный сотрудник Института социальной политики и старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ Яна Рощина. 

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий