Скорость, удобство, безопасность — три кита полетов на самолетах. По прогнозам, скоро к ним добавятся еще дешевизна и экологичность. Факт остается фактом: будущее пассажирской авиации мы с вами можем видеть уже сегодня. Так какое оно?
Здесь и сейчас
В наше время срок эксплуатации крылатых машин часто измеряется десятилетиями. Поэтому новейшие самолеты, разработанные такими компаниями, как Boeing или Airbus, уже сейчас можно назвать будущим пассажирской авиации.
Именно в качестве «самолета будущего» позиционируется новейшая разработка компании Boeing – Dreamliner. Boeing 787 Dreamliner – это широкофюзеляжный двухдвигательный авиалайнер. Предполагается, что в модификации 787-10 он будет способен вмещать до трехсот пятидесяти пассажиров. «Лайнер мечты» имеет ряд революционных конструкторских решений, делающих его настоящим самолетом будущего. Во-первых, 787-ой стал первым в мире широкофюзеляжным авиалайнером, в конструкции которого было задействовано такое большое количество композитов. Из композитных материалов изготовлено более половины его фюзеляжа. Для сравнения, в планере Boeing 777 доля композитов не превышает девяти процентов. В конструкции двигателя самолета тоже имеется значительный процент композитов. В результате широкого применения новых материалов Dreamliner, с одной стороны, обладает высоким уровнем безопасности, с другой – имеет хорошие летные характеристики. Крыло самолета получило изгиб, придающий лайнеру выразительные индивидуальные черты. Конечно, в основе конструкции крыла лежит отнюдь не забота об эстетике. Такая конструкция нужна, прежде всего, для увеличения подъемной силы. Еще одна важная особенность самолета – его экономичность. Dreamliner расходует на 20% меньше топлива, чем другие машины такого класса.
Правда, начало коммерческих полетов «Дримлайнера» вскрыло ряд трудностей технического характера. Но когда речь идет о вводе в эксплуатацию новых видов техники, подобные проблемы имеют повсеместный характер. Как бы там ни было, сегодня Boeing 787 Dreamliner – эталон технологичности и комфорта.
А что скажет Отечество? Непростой вопрос. После развала СССР наш авиастроительный комплекс оказался в очень непростой ситуации. В наше время российскими специалистами предпринимаются отчаянные попытки спасти положение. Первой «ласточкой» российской пассажирской авиации можно считать Sukhoi Superjet 100, который был разработан ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Но было бы неразумно проводить аналогии между разработкой «Сухого» и уже упомянутым «Дримлайнером». Во-первых, это самолеты разного класса. Superjet представляет собой так называемый ближнемагистральный пассажирский самолет, базовая модификация которого вмещает лишь 98 пассажиров. Во-вторых, отечественный самолет не претендует на звание «революционной» новинки. Скорее, разработка «Суперджета» – ответ отечественной авиастроительной отрасли на требования времени. Тем не менее в скором будущем Sukhoi Superjet 100 станет одним из основных самолетов российских авиакомпаний. Не последняя роль в создании SSJ принадлежит коллегам из Франции. Именно с их помощью был разработан двигатель SaM146, обладающий хорошими показателями расхода топлива. К февралю 2013-го года построено 24 самолета SSJ.