Согласно данным о транзите товаров, которые проанализировала газета, товары, которые были направлены из Европы в Киргизию, Армению и Казахстан, не дошли до пункта назначения и, предположительно, «осели» в России
Европейские товары на 1 млрд долларов «исчезли» при транзите через Россию, сообщает Financial Times со ссылкой на анализ данных о транзите товаров. Утверждается, что товары, особенно санкционные, которые были направлены из Европы в Киргизию, Армению и Казахстан, не дошли до пункта назначения. При этом «осели» они, как предполагается, в России.
О том, как товары могли исчезнуть при транзите через Россию, говорит гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Есть процедуры, в том числе и прерывания таможенного транзита, при которых товар может по той или иной причине остаться в транзитной стране. Ну, например, если товар следует условно в Арабские Эмираты, летит он, например, через какой-то хаб в Стамбуле, то теоретически можно товар разместить на таможенном складе в этом Стамбуле и провести сделку купли-продажи непосредственно на таможенном складе. По сути дела, эта сделка называется продажей товаров в пути. С 1 марта Турция запретила транзит через свою территорию, Казахстан с 1 апреля ввел повышенные требования к отслеживанию транзита через свою территорию. Это все мы сейчас уже наблюдаем и, понятное дело, в среднесрочной перспективе параллельный импорт будет сжиматься. При этом у нас всегда остается опция, при которой товар можно привезти в некую третью страну, растаможить его там, выпустить в свободное обращение, а потом этот товар экспортировать уже туда, куда пожелает экспортер, потому что запретить это сделать достаточно сложно. Изначально товар следует в конкретную страну, он приезжает в эту страну, например, Узбекистан, растамаживается там, уплачиваются все необходимые импортные таможенные платежи, и потом этот товар, предположим, продается в Россию. Могут ли власти Узбекистана, таможенные структуры запретить экспортировать подобного рода товары на территорию Российской Федерации? Могут, теоретически власти Узбекистана могут ввести некие перечни товаров, которые запрещены к экспорту с территории Узбекистана в Российскую Федерацию, если этот товар не произведен на территории Узбекистана. Такое есть, и такое мы наблюдаем на примере Казахстана. Повсеместно это запретить крайне сложно, потому что логики в этом, кроме как поддержки санкций, нет».
11-й пакет санкций, которые планирует ввести Евросоюз, будет содержать ограничения для третьих стран, которые сотрудничают с Россией. Как изменятся транспортные маршруты после этого? Говорит коммерческий директор Sota Logistic Кирилл Латинский:
Кирилл Латинский коммерческий директор Sota Logistic «Когда коридоры канала поставок постоянно уменьшаются, появляются другие каналы, но эти другие каналы становятся более дорогими. Так или иначе, российские импортеры используют все коридоры поставок, все сделки с западными странами производятся через систему обмена информацией SWIFT, поэтому все эти платежи видны, и европейский и американский регуляторы все эти транзакции видят. И в рамках 11-го пакета мы ожидаем, что будут приняты дополнительные меры, которые будут приводить к тому, что цепочки поставок будут очень серьезно перестраиваться и логистика по импорту в Россию подсанкционных товаров будет постоянно дорожать. И в итоге вся эта история приведет к тому, что товары западного производства на каком-то этапе через какой-то промежуток времени просто могут превратиться в некий премиум-сегмент, а основные товары, которые будут поступать на российский рынок, это будут все-таки товары китайского либо турецкого происхождения, или тех стран, которые не присоединились к западным пакетным санкциям. В основном, мы сейчас фиксируем, что весь импорт в Россию постепенно меняется в сторону китайских производителей, и по каким-то определенным товарным позициям, мы понимаем, что к концу того же самого 2023 года Китай будет абсолютным лидером по ряду довольно серьезной номенклатуры товаров, например, автомобили новые легковые, коммерческая техника».
Ранее Bloomberg сообщало о механизме, которым Европа может пользоваться для выявления торговых контактов с Россией. Предполагается, что Евросоюз будет обращать внимание на «скачки товарооборота по ключевым категориям». Эксперты отмечают, что такую схему контроля будет сложно применить к странам с крупными логистическими потоками — например, с Индией и Китаем. Однако отследить резкий рост транзита через Армению, Казахстан и Киргизию будет возможно.