Проведенное на 10 тысячах американских детей исследование показало, что любовь к чтению в ранние годы жизни улучшает психическое здоровье в подростковом возрасте.
В детстве и подростковом возрасте наш мозг постоянно развивается, что делает этот период крайне важным для формирования когнитивных функций и обеспечения хорошего ментального здоровья. Однако до сих пор не было ясно, какое влияние — если таковое имеется — оказывает поощрение детей к чтению на развитие их мозга, познание и психическое здоровье в более позднем возрасте.
Для этого команда ученых из Великобритании и Китая изучила данные около 10 тысяч американских подростков, проанализировав в том числе результаты когнитивных тестов и сканирования мозга. Исследователи сравнили молодых людей, которые начали активно и с удовольствием читать в относительно раннем возрасте (от двух до девяти лет), с теми, кто увлекся чтением позже или вообще не развил любовь к книгам. Дополнительно учитывались сторонние факторы — в частности, социально-экономический статус ребенка.
Из 10 243 человек, участвовавших в исследовании, чуть менее половины (48%) почти не читали книги ради удовольствия или начали это делать в сравнительно позднем возрасте. Команда обнаружила сильную связь между активным добровольным чтением в раннем возрасте и высокими результатами в когнитивных тестах у подростков, у которых оценивали способности к вербальному обучению, память и развитие речи, а также успеваемость в школе.
К тому же эти дети были психически более здоровы, согласно оценке с использованием ряда клинических показателей и отчетов родителей и учителей: у них оказалось меньше признаков стресса и депрессии, они реже проявляли агрессию к окружающим и нарушали правила. Что интересно, такие подростки были менее «гаджетозависимы»: реже смотрели телевизор, не столь часто пользовались планшетом либо смартфоном и, как правило, дольше спали.
Результаты сканирования мозга показали, что у «чтецов» площадь коры и объемы мозга были сравнительно больше, чем у «не-чтецов». Это в том числе касалось тех областей, которые играют ключевую роль в когнитивных функциях, а также связаны с улучшением психического здоровья, поведения и внимания.
Оптимальное количество чтения в детстве составляло около 12 часов в неделю, то есть меньше двух часов ежедневно. В заключение ученые призвали родителей делать все возможное, чтобы пробудить радость чтения в своих детях в раннем возрасте, ведь это может оказаться полезным во взрослой жизни.
Исследование опубликовано в журнале Psychological Medicine.