Мода на болезнь: как депрессия стала мейнстримом, а истерия — антитрендом

Социальные сети

«Нет, я не Байрон, я другой!» — воскликнули современники Фрейда. И вместо того, чтобы продолжать, как было принято в XVIII веке, страдать меланхолией, все как один загнулись в «истерической дуге» — специфической позе тела, вызванной спазмом мышц, в истерическом припадке. В XX веке пришла повальная «мода» на шизофрению, а в XXI веке — на биполярное расстройство личности, депрессию и нарциссизм. Светские львицы «хвастаются» перед подругами очередным новым диагнозом, публика попроще внемлет блогерам, вещающим о злокачественном нарциссизме их избранников. Рассказываем, как менялась «мода» на психические диагнозы.

Мода на болезнь: как депрессия стала мейнстримом, а истерия — антитрендом 0

Мода, в том числе на те или иные психопатологии, приходит и уходит. Все это, правда, не означает, что психические расстройства прошлого канули в Лету: часть из них попросту устарела и вошла в «состав» более современной классификации диагнозов, а часть — в самом деле стала встречаться реже.

Это связано и со специфическими процессами в обществе, порождающими соответствующие времени определенные типажи, и с трансформацией расстройств, и с ошибками в постановке таких диагнозов, и с тем, что последние периодически пересматриваются, входят в состав других. Да и с пресловутой модой.

Один меланхоличный датчанин

Разлитие «черной желчи» — так с древнегреческого переводится μελαγχολία, то есть «меланхолия». В русской терминологии — хандра или мрачное помешательство. Так вплоть до начала прошлого века обозначали психические расстройства, характеризующиеся пониженным настроением.

Сегодня термин «меланхолия» можно считать синонимом эндогенной депрессии — вид расстройства, который, как полагают, связан с внутренними причинами: нарушениями в головном мозге, в эндокринной или нервной системах. Основа экзогенной депрессии — внешние факторы: психотравмы и трудное детство.

Термин «меланхолия» предложил еще отец медицины Гиппократ в IV веке до нашей эры. И в течение столетий причиной недуга считали избыток «черной желчи» в организме, которую ассоциировали с селезенкой. Но особенно популярен диагноз стал в XVIII-XIX веках. Впрочем, началось все с Англии, где в конце XVI — начале XVII столетий возник культурный и литературный культ меланхолии, после того, как итальянский философ и гуманист Марсилио Фичино назвал это расстройство признаком гениальности.

Тема меланхолии начала звучать в музыке, портретной живописи, литературе. Диагноз ассоциировался с английским композитором Джоном Даулендом и «меланхоличным датчанином» — шекспировским Гамлетом. Меланхолия стала незаменимым спутником всех тех, у кого были хоть какие-то творческие способности.

В сущности, то же самое мы наблюдаем сейчас: психологический «диагноз» зачастую означает принадлежность к некоей творческой касте, символизирует отделение от «простолюдинов», которые и «слов-то таких не знают», а посещение психолога — признак хорошего тона, даже становится маркером состоятельности человека.

Сейчас депрессия считается самым распространенным психическим расстройством в мире. Ею страдает каждый десятый человек старше 40 лет, две трети из них — женщины. У тех, кому больше 65 лет, такое состояние встречается в три раза чаще, чем у более молодых людей.

Страдают депрессией и подростки — около пяти процентов — в возрасте от 10 до 16 лет. По данным швейцарских ученых, общая распространенность «меланхоличного недуга» всех видов в юношеском возрасте составляет от 15 до 40 процентов.

Великая симулянтка

Слово «истерия», или древнегреческое ὑστερία, произошло от слова «матка». Современные профессора медицины называют ее «великой симулянткой» и «Илиадой всех болезней». И этот диагноз тоже безнадежно устарел, хотя в конце XIX — начале XX столетий был ультрамоден, главным образом благодаря великому и ужасному Зигмунду Фрейду. Об истерии, впрочем, было известно с Античности и ее причиной считала… блуждание матки по организму. Дело в том, что расстройством страдали преимущественно женщины.

А все, что связано с болезнями прекрасного пола, еще со времен Древнего Египта неизменно связывали с маткой. Современник Гиппократа, афинский философ Платон, описывает «бешенство», в которое якобы впадает женский детородный орган, не имеющий возможности зачать.

Исходя из этих соображений, возможность существования мужской истерии долгое время не допускали — это произошло лишь в XVII веке. В Средние века недуг ассоциировали с вселением в человека дьявола и вызывали экзорциста. В России одну из разновидностей истерии вовсе называли кликушеством — припадками, во время которых люди издают неистовые крики.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий