В 2022 году объем рынка краудфандинга увеличился в 1,5 раза и достиг 20,4 млрд рублей. В основном коллективное финансирование привлекается для реализации проектов стоимостью от 50 до 300 тысяч рублей, на них приходится почти 60% всех проектов, следует из исследования, проведенного Ассоциацией операторов инвестиционных платформ совместно с платформой Planeta.ru.
Кирилл Каллиников/РИА Новости
Всего в реестр операторов инвестиционных платформ Банка России включены 64 организации, причем 18 из них были зарегистрированы в реестре в 2022 году. «За 2022 год рынок крауд-технологий в целом вырос более чем на 50%. В этом году мы ожидаем сохранение таких же темпов роста», — отмечает исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский.
Российский рынок каудфандинга — одно из перспективных инвестиционных направлений, которое будет развиваться в нашей стране и мире вместе с развитием цифровой экономики, о чем свидетельствуют данные Банка России, считает Даниил Гоненко, к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХиГС. Инвесторы могут рассчитывать на доход от 10 до 30%.
Однако сейчас потенциал российского рынка краудфандинга используется примерно на треть из-за незнания и непонимания данного инвестиционного инструмента со стороны многих инвесторов, заявляет Даниил Гоненко. «Стоит отметить, что сегодня самые активные заемщики — это небольшие компании, которые относятся к субъектам МСП. На них приходится около 70% от общего объема привлеченных средств», — говорит Даниил Гоненко.
Количество МСП, которые используют краудфандинг для привлечения средств, будет только увеличиваться, особенно среди технологических стартапов, считает Михаил Гордеев, преподаватель кафедры управления наукой и инновациями факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
«Для традиционных инвесторов это, как правило, слишком рискованные заемщики, а широкая общественность охотнее верит в такие проекты, предоставляя им финансирование», — говорит он. Также на площадках коллективного инвестирования стоит ожидать увеличения активности со стороны крупного бизнеса и корпораций, прогнозирует Даниил Гоненко.
Но не все безоблачно на рынке крауд-технологий. Из включенных в реестр инвестиционных платформ 28 не вели свою деятельность в 2022 году. В ЦБ поясняют, что эти платформы либо разрабатываются, либо свернули свою деятельность из-за нестабильной геополитической и экономической ситуации. В то же время количество самих зарегистрированных инвесторов на работающих крауд-платформах увеличилось за 2022 год на 73% до 54,6 тыс. лиц.
Кроме того, сейчас на российском рынке задействованы не все известные крауд-технологии, говорит Михаил Гордеев. Из четырех моделей краудфандинга российским законом об инвестиционных платформах (№ 259-ФЗ от 02.08.2019 г.) охватывается только две: краудлендинг и краудинвестинг, предусматривающие инвестирование и предоставление займов.
Две другие модели более скромные в финансовом объеме. К ним относится дотационная модель и модель, основанная на нефинансовом вознаграждении. Эти модели не подпадают под регулирование ЦБ, однако представлены в российской практике. В мире именно эти модели являются наиболее массовыми и даже считаются классическим краудфандингом.
По данным ЦБ, в среднем каждый участник вложил в краудфандинговые проекты и идеи чуть меньше 2 тыс. руб. Сейчас на российских крауд-платформах средний чек составляет 1500-1700 рублей, отмечается в исследовании Ассоциации операторов инвестиционных платформ и Planeta.ru. А треть инвесторов считают оптимальной ценой вознаграждения сумму до 1000 рублей.
Причем в обмен на вложения участник может получать готовый продукт, на создание которого идет сбор, а также различные приглашения, упоминания в титрах, спонсорство. Самый крупный единоразовый взнос в крауд-проект в России составил 5 млн рублей: одна компания выкупила продакт-плейсмент в фильме, созданном с помощью народного финансирования.
Самыми интересными лотами для аудитории являются будущие продукты крауд-проектов: книги, музыкальные альбомы, игры и пр. «Наша площадка и началась как сервис по предзаказу для музыкантов», — рассказывает учредитель и сооснователь краудфандинговой платформы Planeta.ru Федор Мурачковский. В 2022 году поклонники группы «Алиса» собрали крупнейший краудфандинговый сбор в российской практике на платформе «Планета» в 31,4 млн рублей на предзаказе музыкального альбома «Дудка».
«Быстро стало понятно, что придуманная схема подходит и для авторов других категорий. На старте музыкальных проектов было почти 80%, а сейчас у музыки и общественных инициатив по 18% . Это не значит, что музыки стало меньше. И активно развиваются и другие категории народного финансирования», — отмечает Мурачковский.
Автор проекта «Наличники» Иван Хафизов собрал на платформе «Планета» в общей сложности 17 млн руб. на реализацию своих проектов, среди которых есть книги, календари, футболки и сборные модели наличников. Лучше всего деньги собираются на проекты по предзаказу, когда участники получают конкретный продукт, рассказывает он.
Правда, и в этом случае рассчитывать на то, что нужная сумма соберется сама собой, не стоит. Для этого приходится работать с соцсетями, активно продвигать свои идеи и расширять аудиторию, которая потом будет инвестировать в проект на платформе.
Предпринимательница Мария Грекова собрала около 5 млн руб. на развитие инклюзивных мастерских «Простые вещи». При помощи краудфандинга удалось запустить восемь успешных проектов. Свой опыт краудфандинга команда «Простых вещей» использовала при подаче заявки в Фонд президентских грантов и в 2021 году получила грант в размере 26 млн рублей на расширение инклюзивных мастерских.
Большинство авторов крауд-проектов объявляют сборы в пределах 100-300 тыс. рублей, на них приходится 34% всех проектов, еще 23% размещают проекты с суммой сбора 50-100 тыс. руб. Дорогостоящие проекты — свыше 1 млн руб. составляют лишь 6%.
При этом почти половина (45%) авторов проектов сообщили, что крауд-технологии помогли им значительно расширить аудиторию, 29,2% благодаря этому нашли новых партнеров, а 16,8% — дополнительное финансирование в виде инвестиций и грантов.