Высшее образование в России — «товар массового спроса», при этом вузы и их программы сильно различаются по уровню качества. Это создает риски неравенства как в образовании, так и на рынке труда и влияет на отдачу от высшего образования, выраженную в заработной плате выпускников. Согласно исследованию доцента факультета экономических наук ВШЭ Ильи Прахова, выпускники ведущих университетов оказываются в более выгодном положении: те, кто закончил НИУ, зарабатывают в среднем на 22 процента больше, чем выпускники других вузов, а окончание университета, участвовавшего в Проекте 5-100, увеличивает заработную плату почти на 17 процентов.
Статья опубликована в International Journal of Educational Development. За последние десятилетия российский рынок высшего образования претерпел ряд серьезных изменений, что не могло не сказаться на качестве образовательных программ. При этом вопрос о ранжировании вузов по качеству до сих пор остается дискуссионным. В предыдущих работах как индикаторы качества образования использовались позиция в Рейтинге качества приема (РКП), основанном на средних баллах ЕГЭ среди студентов, принятых на бюджетные места, и статус университета.
Доцент факультета экономических наук ВШЭ Илья Прахов расширил количество характеристик, которые могут быть использованы как индикаторы качества высшего образования. Среди них — статус университета как федерального или национального исследовательского, участие в Проекте 5–100, членство в Ассоциации ведущих университетов. Эти статусы подразумевают дополнительное финансирование для развития образовательных и исследовательских проектов, привлечение ведущих ученых и стимулирующие контракты для преподавателей, стремление к конкурентоспособности на отечественном и международном рынке. Кроме того, в работе были использованы данные лонгитюдного исследования российской молодежи «Траектории в образовании и карьере». Панельный характер данных позволяет проследить образовательные и карьерные траектории молодых людей, начиная со средней школы. Для изучения были отобраны анкеты выпускников университетов, которые вышли на рынок труда и имели оплачиваемую работу.
Почти все регрессионные модели подтвердили наличие статистической связи между этими показателями и заработной платой выпускников. Исследование показало, что уровень селективности вузов, измеряемый на основе РКП, положительно связан с заработной платой выпускников. В частности, увеличение среднего балла ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджетные места, соответствует двухпроцентному бонусу к зарплате. Этот эффект оказался выше, чем тот, который был обнаружен в предыдущих исследованиях.
Интересно, что обучение в федеральном университете не дало никаких преимуществ в зарплате на рынке труда, а, наоборот, привело к ее снижению: выпускники таких вузов получают в среднем на 15 процентов меньше. Это можно объяснить тем, что, как правило, ФУ появлялись в результате объединения нескольких вузов, особый статус присваивался не на основе конкурса или показателей эффективности и, следовательно, не отражает качество образования. Другие особые статусы вузов приносят их выпускникам значительную прибавку к зарплате.
Так, выпускники НИУ зарабатывают в среднем на 22 процента больше, чем выпускники других вузов, а окончание университета, участвовавшего в Проекте 5–100, увеличило зарплату почти на 17 процентов. «Вузы, получившие особый статус на конкурсной основе, могут инвестировать полученные средства в развитие исследовательской и преподавательской деятельности, привлекать талантливых ученых, что благоприятно отражается на качестве образования, — отмечает Илья Прахов. — Можно предположить, что выпускники вузов — участников проекта “Приоритет-2030” также могут рассчитывать на прибавку к заработной плате по сравнению с выпускниками вузов без исследовательского статуса».
Следует отметить, что зарплаты выпускников различаются в зависимости от пола: гендерный разрыв в оплате труда составляет 33–37 процентов в пользу мужчин. Если в числе независимых переменных учитывать специализацию, гендерный разрыв уменьшается, но все еще остается на довольно высоком уровне (26–33 процентов). Опыт работы во время обучения в университете не приносит дополнительных преимуществ в контексте заработной платы. Это может быть связано с тем, что около 79 процентов выпускников вузов из выборки имеют такой опыт, и вариация этого показателя очень низкая.
При изучении влияния специальности на заработную плату было установлено, что выпускники инженерных и военных специальностей получают в среднем больше, а выпускники медицинских специальностей оказались с самой низкой заработной платой. Это можно объяснить тем, что процесс подготовки врачей более длительный и на этапе исследования такие выпускники могут быть трудоустроены на ограниченный круг рабочих мест.
Кроме того, в исследовании изучалось влияние характеристик семьи и школы на заработную плату. Выяснилось, что доход родителей положительно связан с зарплатой выпускников. Исследование также выявило, какое влияние на заработную плату оказывают индивидуальные результаты ЕГЭ и обучение в школе с углубленным изучением предметов. Например, выпускники спецшкол после окончания вуза зарабатывают в среднем на 10 процентов больше, чем выпускники обычных общеобразовательных школ. Таким образом, неравенство в зарплатах может формироваться еще до поступления в вуз.
«Качество вуза — это не единственный предсказатель успеха на рынке труда. Помимо него, положительный вклад в заработную плату дает личная мотивация студента, окружение, школьный бэкграунд и так далее. Именно поэтому экономисты называют образование “доверительным благом”: порой достаточно сложно определить, что именно определило успех конкретного выпускника. Следовательно, для успеха на рынке труда все эти факторы должны работать в совокупности, — подчеркивает Илья Прахов. — Но чтобы получить максимальный эффект от высшего образования, в первую очередь нужно выбирать вуз, максимально отвечающий собственным способностям и интересам».
Крупномасштабные инициативы в области высшего образования (создание национальных исследовательских университетов, развитие Проекта 5–100) дали положительный эффект: возросла конкуренция между вузами за студентов, преподавателей, дополнительное финансирование, вузы стали более активно развивать собственные исследования. В результате возросло качество студентов и качество преподавания, что повлияло и на заработные платы выпускников. Следовательно, делает вывод ученый, подобные программы поддержки российских вузов необходимы, поскольку качественное высшее образование приносит пользу не только конкретному выпускнику, но и обществу в целом. «Необходимо создавать точечные программы для вузов, по ряду причин, не получивших особый статус, для того, чтобы мотивировать сотрудников к качественному преподаванию, и для того, чтобы эти вузы также могли привлекать талантливых студентов. Такие программы позволят сгладить вариацию качества высшего образования», — уверен Илья Прахов.