В России появилось множество сервисов, которые помогают гостям ресторанов оплачивать чаевые в безналичной форме. Это удобно и официантам, и самим заведениям, и непосредственно их клиентам. Но последние часто не замечают, что при оплате чаевых по QR-коду они платят еще и внушительную комиссию
На российском рынке представлено около десятка сервисов по безналичной оплате чаевых. У каждого свои особенности и фишки как для рестораторов, так и для гостей. Для ресторанов это предложение низких комиссий по эквайрингу, для пользователей — возможность оплатить и счет, и чаевые по одному коду, оплата счета раздельно, если гуляет компания, и так далее. У каждого свое уникальное торговое предложение.
Но объединяет многие такие сервисы одно — с сумм, оставленных посетителями на чай, они берут комиссию. И какую: от 5% до 9% с гостя. Заказал на тысячу рублей, решил оставить официанту 100, а спишется помимо этой сотни от пяти до девяти рублей плюсом. В рублях — немного. Но в процентах — до девяти. Говорят, что на рынке обнала можно найти предложение от 15%. А тут чаевые. А что делать?
Сервисам тоже нужно платить банкам-эквайерам и самим что-то зарабатывать, рассказала Business FM директор по маркетингу сервиса Netmonet Евгения Бондаренко. При этом от уплаты этой комиссии пользователь может отказаться, добавила она:
Евгения Бондаренко директор по маркетингу сервиса Netmonet «При оплате чаевых банк-эквайер удерживает комиссию до 6,5% от переводимой суммы. Комиссия, которую мы берем с гостя, — 6%, это комиссия, которая помогает перекрыть комиссию от банка-эквайера и сделать так, чтобы сервис мог поддерживать свою работу на высоком уровне. Гость может ее оплатить по желанию: отказаться от оплаты комиссии можно, если нажать на галочку на странице оплаты. В случае отказа от оплаты комиссии она не берется ни с официанта, ни с заведений. Допустим, чек — 3,7 тысячи рублей, у пользователя есть опция оставить 10%, 15%, 20%, 24% либо нажать на кнопку «ввести свою сумму» и оставить желаемую сумму. Набираем, например, 10%: я могу оставить эту галочку — тогда к оплате будет 390 рублей, я могу отжать эту галочку — тогда к оплате 370 рублей».
Везде ли доступна такая опция — непонятно. Но есть масса способов оставить чаевые, не платя ничего лишнего сверху. Например, в некоторых ресторанах в счете есть отдельная строчка «чаевые», куда гость может сам вписать любую сумму, и тогда ее включат в общий счет — клиент просто оплатит счет и «чай» одним движением карты.
Но работает это далеко не везде. Вот почему так не делают, например, в Black Star Foods, рассказывает совладелец и гендиректор сети Юрий Левитас:
Юрий Левитас совладелец и гендиректор сети Black Star Foods «Потому что у нас не практикуется бумажный чек в принципе. Приходится терминалом. Если бы в нем была такая функция — чаевые, наверное, можно так делать. Это техническая история, наверное, с банком можно договариваться».
Можно было бы распечатать и приклеить на салфетницу статический QR-код для чаевых, чтобы гость оплачивал их прямиком из своего банковского приложения, не платя лишних комиссий. Где-то так и делается. Раньше также практиковались переводы непосредственно официанту по номеру телефона, лично ему на карту. Но во многих ресторанах делать так запрещено. Там все чаевые собирают в общую корзину и потом делят между персоналом. Так делают, например, в ресторане Uilliam's на Малой Бронной, рассказала Business FM официантка супер-Виктория — именно так она просила себя представить:
«Мы команда, мы работаем вместе. Мы работаем на один сервис, соответственно, мы так не делаем, поэтому у нас все общее».
Не стоит забывать, что от чаевых наличными персонал тоже никогда не откажется, а уж как наличным радуются рестораторы… Так радуются, что иногда даже забывают чинить терминалы, которые, как назло, в пятницу и в субботу вечером начинают сбоить.