Правильная предваряющая мотивация, которая настраивает людей на исследование и запоминание, может улучшать память и облегчать обучение. Это показал эксперимент американских ученых, в котором участников перед выполнением задания по-разному инструктировали.
Исследование с участием 420 человек провели специалисты с факультета психологии и нейронаук Университета Дьюка в США. Описывающая его научная работа опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Людей попросили на один день представить себя похитителями произведений искусства. Затем их случайным образом распределили на две группы. Одним сказали, что они — воры-профессионалы и прямо сейчас грабят музей, а вторым — что ограбление только готовится и нужно изучить музей, чтобы все спланировать.
Получив эти два набора инструкций, которые исследователи назвали императивной и вопросительной мотивацией, участники затем играли в одну компьютерную игру с одинаковыми правилами и начислением баллов. В ней нужно было исследовать виртуальную художественную галерею.
Четыре двери разного цвета на экране изображали четыре зала с произведениями живописи. Когда игрок кликал мышкой по двери, ему открывалась картина из этого зала и ее цена. За некоторыми из дверей скрывались более ценные полотна, чем за другими. Независимо от полученной в начале инструкции всем участникам начислялся реальный денежный бонус за более дорогие картины.
На следующий день, при входе в систему на компьютере, участникам неожиданно предложили пройти тест на память и ответить, узнают ли они картину. Всего им показали 175 произведений, из которых 100 они видели накануне, а 75 были новыми. Если картина отмечалась как знакомая, предстояло вспомнить, сколько она стоила.