Исследователи нашли древнейшее свидетельство того, что гоминины убивали и ели друг друга. Но вряд ли они делали это в ритуальных целях.
В журнале Scientific Reports вышла работа американских ученых, в которой они представили результаты повторного анализа древней окаменелости. Берцовую кость неизвестного гоминина нашли в Кении еще в прошлом веке. Ее владельца первоначально идентифицировали как Australopithecus boisei, а затем, в 1990 году, как Homo erectus.
Это породило ряд научных споров, в результате которых большинство антропологов согласились с тем, что пока хозяина костей невозможно отнести к определенному виду гомининов — недостаточно информации. Жил он в период от 1,8 до 1,5 миллиона лет назад.
3D-модель двух порезов на кости / ©Briana Pobiner et al.
Палеоантрополог из Национального музея естественной истории Смитсоновского института (США) Бриана Побинер (Briana Pobiner) занималась изучением того, как часто самые древние родственники человека страдали от нападений хищников и умели ли они себя защищать.
Хотя ученые предполагают, что плиоценовые и раннеплейстоценовые гоминины иногда становились жертвами крупных плотоядных, но свидетельства этого, такие как повреждения от жевания или следы зубов зверей, на окаменелостях встречаются относительно редко. Побинер исследовала берцовую кость гоминина, найденную на севере Кении. Ученой показалось, что следы на ней, которые раньше считали как раз последствиями укусов хищника, на эти самые укусы не очень похожи. А вот на повреждения, остающиеся на кости после срезания с нее мяса, — очень даже.
Вместе с коллегами Побинер создала 3D-модель окаменелости. Исследователи изучили каждое из 11 повреждений кости и сравнили их с контрольными образцами: следами зубов хищников, живших в то время в Африке, а также с царапинами, какие оставляют каменные орудия.
Оказалось, девять повреждений нанесли именно каменным орудием. Два других следа — скорее всего, последствия укуса крупного кошачьего. Авторы работы сообщили, что палеонтологам известны три разновидности саблезубых кошек, обитавших на территории страны в то время, когда был жив владелец этой берцовой кости.
Следы под номерами 5 и 6 остались от укуса крупной кошки. А вот остальные нанесены каменным орудием / ©Briana Pobiner et al.
Исследователи пришли к выводу, что неизвестного гоминина съели ему подобные: разделали каменными орудиями, а кости бросили диким зверям. В таком случае встает вопрос: был ли это случай пищевого каннибализма или перед нами некая культурная традиция?
Каннибализм определяют как акт потребления тканей особей одного вида. Он встречается более чем у 1300 видов животных в дикой природе, включая нескольких приматов. Когда речь идет о каннибализме среди Homo, обычно выделяют антропофагию (употребление в пищу людей исключительно с целью плотно поесть) и культурный каннибализм.
Этнографы определяли и описывали различные мотивы или контексты человеческого каннибализма: выживание, гастрономический каннибализм, психотический или преступный, военный, погребальный, ритуальный, духовный либо магический, медицинский и даже любовный.
Эти виды каннибализма также иногда подразделяют на социальные категории, которые включают агрессивный (поедание врагов) и невраждебный (поедание друзей или родственников), или эндоканнибализм (поедание людей внутри группы, обычно связанное со священными верованиями и потенциальным духовным возрождением умершего) и экзоканнибализм (поедание чужаков, обычно связанное с враждебностью и насилием).
Авторы работы указывают на то, что для раннего плейстоцена пока не известны никакие свидетельства первичного или вторичного захоронения либо других ритуальных действий. Из этого они сделали вывод, что речь идет о пищевом каннибализме. Он, по мнению ученых, происходит с единственной целью получения пищи и может быть разделен на два типа.
Первый авторы работы называют случайным каннибализмом, направленным на выживание. Он возникает в периоды нехватки пищи или вследствие катастроф, то есть вызван голодом.
Второй же тип исследователи обозначили как длительный каннибализм, который также можно назвать гастрономическим или диетическим каннибализмом. В этом случае люди (или их дальние родственники, как в описываемом случае) просто периодически входят в рацион других людей.