Тюменские исследователи провели опрос среди молодых людей и выяснили, что большинство из них готовы на однодневный детокс от интернета, в редких случаях они согласны на отдых от социальных сетей в течение месяца. А вот те, кто допускает отказ от виртуального общения на неделю, считают и более реалистичным его продление до месяца.
Cовременную молодежь невозможно представить без интернета. Увеличение количества и качества информационных потоков, воздействующих на личность на протяжении всей жизни, в том числе в период наиболее активных стадий социализации сформировали необходимость междисциплинарного изучения позитивных и негативных последствий внедрения ИКТ в жизнь конкретных людей, социальных групп и общества в целом.
Основной формой времяпрепровождения молодежи в интернет-пространстве становятся общение и самопрезентация в виртуальных социальных сетях: 95 процентов подростков зарегистрированы в них и имеют собственные аккаунты.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 89 процентов молодежи в возрасте 14-17 лет ежедневно или практически ежедневно пользуются социальными сетями. Такое поведение может свидетельствовать об аддиктивном характере использования социальных сетей частью современной молодежи. Появляются риски увеличения стрессовых состояний и формирования новых фобий – вплоть до боязни остаться без мобильного телефона или вдалеке от него (номофобия). В свою очередь, это негативно влияет на психофизиологическое состояние детей, подростков и молодежи.
Таким образом, возрастает потребность в изучении практик использования молодым поколением виртуальных социальных сетей и возможностей уменьшения проводимого в них времени или готовности отказа от них. Сегодня в связи с этим говорят о цифровом детоксе (digital detox) – медийной аскетике, отказе от использования информационно-коммуникационных технологий.
Несмотря на наличие в научной литературе информации по теме цифрового детокса, остаются нераскрытыми вопросы о готовности молодежи к временному отказу от социальных сетей. Статья «Цифровой детокс молодежи (на примере использования социальных сетей)» социологов ТюмГУ Галины Ефимовой и Максима Семенова вышла в журнале «Вестник Российского университета дружбы народов».
Статья посвящена изучению практик использования виртуальных социальных сетей и установок учащейся и работающей молодежи на отказ от информационно-коммуникационных сервисов под влиянием объективных и субъективных факторов (возраст, социальный статус, конкурентоспособность, доверие к окружающим).
Результаты опроса и анкетирования учащихся 10-11 классов, студентов и работающей молодежи свидетельствуют о том, что основные цели использования социальных сетей – это получение новой информации (81 процент), потребление развлекательного видео- и аудио контента (72 процента). Удовлетворяют свои образовательные потребности 32 процента старшеклассников и студентов. С возрастом у молодых снижается интенсивность поиска своей идентичности и уменьшается стремление к поддержанию социального статуса в виртуальной реальности.
Наивысший уровень готовности к цифровому детоксу на короткий промежуток времени зафиксирован среди старшеклассников (84 процента). Готовность к продолжительному отказу от социальных сетей в большей степени выражена среди работающей молодежи (32 процента), тогда как среди старшеклассников и студентов таковых не более четверти от числа опрошенных. Чем ниже уровень общего доверия – положительного отношения к людям в целом и готовности к кооперации – респондента, тем проще ему отказаться от использования социальных сетей.
Больше всего опрошенных допускают однодневный детокс, в редких случаях готовы на отдых от социальных сетей в течение месяца; те, кто допускают отказ от виртуального общения на неделю считают и более реалистичным его продление до месяца.
Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодежи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики».