Проект Hyperloop, вакуумный поезд современности, грозится перевернуть общественный транспорт. Глава SpaceX Элон Маск заявляет, что это будет «пятым видом транспорта». Однако с чего все это началось? Пневмопочта, пневматическая железная дорога и другие представители «вакуумного» семейства прошлого.
При переносе на российскую географию это говорит о том, что Hyperloop домчал бы пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург примерно за 40 минут, что, конечно, стало бы воплощением мечтаний очень и очень многих.
Плюсов добавляет экологичность транспорта и отсутствие пробок. Перегрузки на организм пассажиров также сведены к минимуму и по расчетам будут составлять 0,5 g.
Впрочем, компьютерное моделирование показало, что при всех заявленных характеристиках концепцию Hyperloop следует значительно усовершенствовать. Стоимость проекта, названная Маском в 6 миллиардов долларов, по мнению многих специалистов, значительно недооценена, ведь речь идет о действительно новом виде транспорта.
Различные политические и экономические препятствия также пока что стоят на пути Маска, и реализация проекта на данный момент отложена на неопределенный срок. Тем не менее, Маск все же собирается построить демонстрационную модель (прямо как Самуда и Клегг), чтобы доказать реализуемость и эффективность Hyperloop.
В мультфильме «Футурама» гигантские пневматические трубы, по которым люди самостоятельно, но нарочито нелепо перемещаются через мегаполис образца 3000-ого года, служат высмеиванием наивных экстраполяций современных тенденций касательно технологий будущего.
Вероятно, современники Мэдхерста и Самуды могли всерьез написать что-то подобное, однако никто из них не подозревал, что пневматическая железная дорога окажется на обочине научно-технического прогресса спустя всего 20 лет после своего яркого дебюта в Лондоне.
Может, схожая судьба ждет и китайский вакуумный поезд, и американский Hyperloop. Однако во времена, когда технологический прогресс движется быстрее, чем когда-либо раньше и продолжает ускоряться, возможно все.
Как изменится лицо мирового общественного транспорта, если демонстрационная модель Hyperloop окажется успешной? Загадывать, как показывает опыт прошлого, не стоит.
Однако помечтать о 40-минутном путешествии из Санкт-Петербурга в Москву, стоя в многочасовой пробке, вряд ли вредно.