В Москве состоялся Форум промышленного дизайна, организованный комитетами РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям и по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке.
Дмитрий Новиков / пресс-служба РСПП
«Согласно опросу, проведенному перед форумом среди крупных компаний с годовой выручкой более 10 млрд рублей, 65% руководителей убеждены в том, что промышленный дизайн является конкурентным преимуществом и позволяет достигать больших бизнес-результатов. Однако реально вкладывают средства в это направление только 20% респондентов», — привел данные модератор форума, председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин. Он отметил, что при определенных обстоятельствах этот показатель мог бы быть значительно выше. Какие шаги стоит предпринять, чтобы повысить инвестиционную привлекательность индустриального дизайна, должно ли и готово ли государство оказывать поддержку в этом вопросе, влияет ли красота на эмоциональную связь с потребителем и почему стоит сместить фокус внимания на человека — эти темы стали ключевыми во время дискуссии.
«Мне бы хотелось сразу подчеркнуть дуализм сферы промышленного дизайна, — сказал председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский. — С одной стороны, он работает на красоту, позволяя функциональности обрести форму, а с другой — на узнаваемость бренда. То есть это не только «ценный мех, но и несколько килограммов вкуснейшего мяса». Так как помимо креативных индустрий я отвечаю и за интеллектуальную собственность, то считаю необходимым комплексно подходить не только к вопросу, как создается промышленный дизайн, но и как оформляется. Последние годы мы видим, что экономическая ценность нематериальных активов компании может многократно превышать стоимость материальных. В особенности это характерно для высокотехнологичных, инновационных и мультимедийных компаний. Кроме того, коллеги не раз подчеркивали, что положительный пользовательский опыт позволяет поднять стоимость продукта в среднем на 16%. Защита интеллектуальной собственности в данном случае позволяет обезопасить инвестиции в капитализацию компании».
Исследования McKinsey & Company за 2019 год также убедительно показали, что компании, последовательно вкладывающиеся в дизайн-разработки, по темпам роста обгоняют конкурентов минимум в два раза. К тем же выводам пришли в Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии.
Кричевский отметил, что если мыслить стратегически и масштабировать опыт отдельных компаний на экономику в целом, то вложение в промышленный дизайн — это вложение в будущее страны. А если учесть, что согласно «Глобальному исследованию рынка промышленного дизайна» мировой рынок промдизайна ждет рост, то такие инвестиции более чем оправданны. По его мнению, здесь также уместно вспомнить опыт Китая. Решив избавиться от репутации «страны подделок», власти в 2010 году начали внедрять программу поддержки промышленного дизайна. «Результат мы все сейчас можем наблюдать», — сказал Кричевский.
В свою очередь президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, добавил, что «дизайн, на международном уровне, для ведущих экономик мира, давно уже стал неотъемлемой частью стратегий индустриального развития. Талант дизайнера в сочетании с научными исследованиями, инжинирингом создает образ продукта, который обеспечивает дополнительные доходы и формирует новые рынки. Сегодня промышленность тесно связана с творческими продуктами. Любой современный продукт включает в себя как технические, так и эстетические решения. Например, ценность здания может определяться прочностью перекрытий, качеством материала из которого он сделан, а может — техническим наполнением пространства и интересными дизайнерскими решениями. И что здесь первично, ответить очень сложно».
С тем, что дизайн — это стратегический инструмент, способный стать драйвером экономики, согласен и президент Союза Дизайнеров России Виталий Ставицкий. По его мнению, эстетические качества продукта способны увеличить продажи, оборот, монетизацию, промышленные площади, а также вызвать рост той или иной компании в геометрической прогрессии. В подтверждение своих слов он привел данные статистики.
Так, по подсчетам агентства Innovate UK, в 2015 году в Великобритании каждый фунт, инвестируемый в дизайн, принес компании 20 фунтов дохода и увеличил ее операционную прибыль на 4 фунта. В том же году китайский рынок креативной индустрии оценивался в 509 млрд долларов, а оборот в секторе дизайна в Финляндии составил 3,23 млрд долларов, из которых 2,95 млрд приходилось на индустриальный дизайн.
«Дизайн — это бизнес, производство, деньги, продвижение, репутация государства как внутри страны, так и за ее пределами», — убежден шеф-дизайнер компании «Трансмашхолдинг» (ТМХ), заместитель генерального директора ООО «ТМХ Инжиниринг» по промышленному дизайну, а в прошлом ведущий дизайнер BMW Group Designworks USA/Мюнхен Евгений Маслов. По его словам, дизайн должен стать естественной частью производства, так как является человекоориентированной связкой между инжинирингом, маркетингом и производством.
Говоря об отечественном рынке, Ставицкий подчеркнул, что, несмотря на то что наши дизайнеры последние десятилетия были главными мировыми трендсеттерами и визионерами, похвастаться внушительными цифрами отечественная индустрия не может. В 2019 году российский рынок дизайна составил чуть больше 1 трлн рублей, из которых 900 млрд пришлось на промышленный дизайн. Существенного увеличение показателей, по мнению Ставицкого, стоит ждать не ранее 2030 года. Причем для этого отрасли придется приложить немалые усилия.
Глава Союза Дизайнеров России рассказал, что для стимулирования процесса их организация разработала дорожную карту развития, включающую, в частности, подготовку топ-менеджмента в области дизайна для крупных корпораций и промышленности, учреждение Института дизайна и технической эстетики, который представлял бы собой исследовательский центр, разрабатывающий визионерские, наукоемкие дизайн-стратегии для отраслей и регионов. Также необходимо создать Совет по дизайну, куда вошли бы представители индустрии дизайна, креативного бизнеса и профильных государственных структур. Ряд инструментов должен быть связан с популяризацией индустрии.
Его поддержал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Денис Кравченко. Он отметил: «Нужно, чтобы у самой широкой аудитории возникло понимание, что такое промышленный дизайн, почему он так важен. Популяризация промдизайна возможна путем создания интересного и качественного контента в интернете, образовательных и исторических программ, репортажей с успешных предприятий».
По мнению Ставицкого, хорошим подспорьем для развития индустрии могли бы стать налоговые и кредитные послабления, хотя бы на уровне IT-сектора.
О налоговых льготах, в частности вычете расходов на промдизайн из налогооблагаемой базы, говорил и вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин. Ему же принадлежит идея создания специализированных консультативных организаций — центров развития дизайна с субсидированием затрат со стороны государства. К действенным мерам поддержки он также отнес организацию курсов переподготовки преподавателей вузов и стипендиальные и грантовые программы стажировок студентов-дизайнеров за рубежом.
Ведущий художник-конструктор ПАО «КАМАЗ» Семен Фараносов акцентировал внимание собравшихся на том, что существующее законодательство не всегда позволяет привлекать к работе художественные вузы: «Наша компания занимается карьерной, вездеходной и лесозаготовительной техникой. Вся она делается по 218-му постановлению Правительства РФ. Нам хотелось бы немного скорректировать нормативную базу, по которой мы работаем, в частности условия, по которым мы привлекаем к сотрудничеству вузы. Сегодня мы привлекаем преимущественно технические вузы, а хотелось бы привлекать также художественные образовательные организации».
Что качественный скачок в области промышленного дизайна невозможен без поддержки государства, отметил и генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов. По его словам, нигде в мире судостроение не живет без мер господдержки. «Те, с кем мы конкурируем (Китай, Турция, Норвегия), компенсируют примерно 15-20% затрат за счет государства». При этом Рахманов убежден, что главное для возрождения отрасли — это проявление стремления к красивому. Он призвал государственные структуры стимулировать промышленников привлекать к сотрудничеству дизайнеров: «Мы занимаемся промышленным дизайном неотрывно, начиная с этапа конструирования наших кораблей и судов. Сегодня у нас постановка на производство любого изделия начинается с определения стиля. Чтобы вопрос нравится/не нравится не возникал потом, когда заказали штампы и пресс-формы или собрали половину парохода».
Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Ученов подчеркнул, что является последовательным сторонником государственной поддержки промышленного дизайна. Он отметил, что, несмотря на то что сейчас действует «дорожная карта» в области инжиниринга и промышленного дизайна, по сути идет «рождение нового документа». «У нашей промышленности есть окно возможностей, которое надо использовать: оперативно занять ниши, откуда уходят западные компании», — сказал Ученов. Он напомнил, что многие механизмы поддержки реализуются через Фонд развития промышленности (ФРП): «В стандартах Фонда указано, что средства займа могут быть израсходованы на промышленный дизайн. У нас есть много субсидий на НИОКР, и, как только мы выявим, что составляет специфику отрасли, мы имплементируем во все наши нормы возможность тратить деньги в том числе и на промышленный дизайн».
Ученов также сказал, что сейчас важно сформировать понимание в отрасли.
В ответ Денис Кравченко уточнил, что законодатели сейчас работают над рамочным законом о креативных индустриях, который в перспективе позволит государству точнее поддерживать этот вид бизнеса, в том числе и студии промышленного дизайна, являющиеся ярким примером креативного предпринимательства.
В обсуждении предложений приняли участие председатель совета директоров холдинга АО «Синара — Транспортные Машины» Александр Мишарин, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, генеральный директор ГК «Москабельмет» Павел Моряков, заместитель генерального директора ООО «ТМХ Инжиниринг» по промышленному дизайну — шеф-дизайнер ТМХ Евгений Маслов, ведущий художник-конструктор ПАО «КАМАЗ» Семен Фараносов.
Подводя итоги, модератор дискуссии Игорь Вдовин подтвердил, что все высказанные в ходе форума предложения найдут отражение в итоговой резолюции и будут направлены в адрес Правительства РФ. Кроме того, он подчеркнул, что считает необходимым сделать подобные встречи представителей государства и бизнеса регулярными.