Средства в некоторых случаях могут начать списывать не сразу, а спустя время. Сейчас такой функционал есть в Москве при оплате общественного транспорта. Его могут распространить на такси и маркетплейсы
Весной следующего года отложенные платежи по банковским картам «Мир» могут появиться в российских маркетплейсах. Также российская платежная система планирует распространить их на такси, каршеринг, прокат велосипедов и самокатов. Об этом говорится в документе, который платежная система опубликовала на портале для банков, сообщает РБК.
Многие москвичи, которые оплачивают банковской картой поездки в метро, наверное, заметили, что от банка приходит СМС о списании всего 1 рубля. Обычно такая операция отображается как покупка, но на самом деле этот рубль замораживается, а списание оплаты за поездку происходит позже. Иногда в течение следующих суток, иногда — через несколько дней. Это и есть отложенный платеж. Часто деньги списываются за все поездки на московском транспорте в течение одного дня. О том, как это работает, рассказывает финансовый эксперт, автор телеграм-канала CardReview Андрей Чирков:
Андрей Чирков финансовый эксперт, автор телеграм-канала CardReview «При отложенном списании банк-эквайер, то есть банк, который производит списание, может предпринимать в случае неудачи несколько попыток списать. То есть, например, вы прошли по карточке с нулевым балансом в метрополитен, у вас денег не было, а банк еще несколько дней будет пытаться списать с вашей карточки деньги, и только если там по прошествии недели и нескольких попыток не удалось списать, ваша карточка будет в стоп-лист поставлена и вы уже больше никогда по ней в московское метро не попадете. Вот такая же технология предлагается «Миром» и для других подобных историй. Это получение заказов в пунктах выдачи заказов, например, в каком-нибудь пункте Wildberries в какой-нибудь такой деревне, где плохой интернет, — вы туда пришли, получили свою посылку, в момент деньги списать не могут — спишут попозже. Ну и всякие самокаты, прокат автомобилей, такси».
Сначала отложенные платежи появились в московской подземке, это произошло в 2020 году. Как поясняли тогда в Дептрансе, они позволяют оптимизировать расходы пассажиров: система учитывает все совершенные за день поездки и автоматически выбирает самый выгодный тариф. Точно такая же схема оплаты проезда банковской картой была внедрена на наземном городском транспорте Москвы. Выгоду от этого получили в первую очередь сами перевозчики. Продолжает гендиректор процессинговой компании Uniteller Алексей Богаткин:
Алексей Богаткин гендиректор процессинговой компании Uniteller «Основная причина, в связи с которой это вводилось для общественного транспорта, это маленькие транзакции, которые люди совершают в течение определенного периода времени, например дня. Для торгово-сервисных предприятий такие маленькие транзакции тарифицировались платежными системами не по оптимальному тарифу, получалась очень высокая комиссия на один платеж. Чтобы более гибко тарифицировать и собирать пакеты транзакций одного человека в городской инфраструктуре в течение одного дня, для платежных систем разработали такой механизм».
Из этого, кстати, следует, что широкое внедрение отложенных платежей может негативно повлиять на доходы банков, которые зарабатывают на комиссиях за обработку транзакций по картам. Банки, впрочем, пока не возражают.
Как объяснил РБК представитель НСПК, отложенные платежи нужны в случаях, когда выполнение операции в режиме реального времени невозможно по причине отсутствия связи. Это действительно так: многие платежные терминалы могут сохранять все транзакции в режиме офлайн и передавать информацию о них в процессинговый центр при подключении к интернету.
В случае маркетплейсов эта схема позволит улучшить сервис: списание средств будет происходить только после того, как клиент проверит и заберет покупку в пункте выдачи. То есть уже не будет никаких возвратов на карту через несколько дней при отказе от покупки по причине, допустим, брака. Для такси, каршеринга и проката самокатов, наверное, тоже есть смысл в отложенных платежах: они могут увеличить продажи в тех случаях, когда на карте, привязанной к сервису, закончились деньги.
А вот для клиентов, то есть для держателей карт, по которым осуществляются отложенные платежи, это определенные риски. Говорит главный редактор интернет-издания FinNews.ru Владимир Шевченко:
Владимир Шевченко главный редактор интернет-издания FinNews.ru «Это получается, по сути, потребительский кредит. Карта «Мир» превращается в кредитную карту «Мир» независимо от того, какой банк ее выпустил. Человек принципиально не пользуется кредитной картой, потому что он боится влезть в кредиты, а тут его обычная карта «Мир» превращается в кредитную, и он потихоньку все-таки влезает в это кредитование. Это палка о двух концах, с одной стороны, хорошо, когда вы четко контролируете свои расходы и понимаете, за счет чего будете погашать взятые кредиты. С другой стороны, люди, у которых хуже развита финансовая грамотность, у них появляется еще один способ залезть в кредитное рабство».
К весне система «Мир» разработает список товаров и услуг, при оплате которых нельзя будет использовать отложенное списание средств.