Гигантский столб воды за километры виден, и рев его летит по белым бурунам. Откуда взялся он в болотистой Флориде? Ведь нету здесь ни гор, ни жара близких магм. Ещё удивительнее, что эти гейзеры связаны с космосом. Как именно, и зачем они вздымаются на берегу Атлантики, мы расскажем в нашем материале.
Здесь нет землетрясений и вулканизма, как на тихоокеанском побережье, воспаленном поддвиганием под него морских плит закрывающегося Тихого океана и потому покрытом сыпью вулканических нарывов. Флорида — это древние известняки, покоящиеся на незыблемом скальном основании. Их неподвижная тишина прерывается лишь частыми тропическими грозами, налетающими с Атлантики ураганами и океаническим прибоем в свежую погоду. И именно на этом берегу, сотрясая его и окрестности, звучал самый громкий постоянный звук, когда-либо создававшийся человеком.
Тектонически Флорида пребывает в глубоком сне и полном покое.
С подобными звуками и связаны огромные гейзеры Флориды. Они рукотворные и возникают во время испытания системы подавления звука на стартовой площадке 39В в Космическом центре имени Кеннеди, северной из двух его действующих площадок. С нее в следующем году планируют начать запуски новой гигантской ракеты-носителя SLS (Space Launch System, «Система космического старта»). Но о каком звуке идет речь и для чего его подавлять?
Гром тяжеловесов
При старте космических ракет-носителей, например 300-тонного «Союза» или 700-тонного «Протона», далеко вокруг стартовой площадки разносится мощный грохот, похожий на затянувшийся гром. Поднимающийся в небо столб ревущего огня из сопел двигателей заставляет трястись мелкой дрожью стартовые конструкции и сооружения. Если бы вплотную к старту находился человек, он бы, вероятно, оглох от звукового давления. Ракета уходит в вышину, гром двигателей постепенно затихает в небе, и активность на стартовой площадке продолжается своим чередом.
Но бывают ситуации, когда в небо уходят в разы более тяжелые и мощные космические средства со стартовым весом в тысячи тонн. Объединенная мощность их двигателей настолько велика, что создаваемое звуковое воздействие на стартовое сооружение, на саму ракету и экипаж может достигать чрезмерных значений, наносящих вред ракете и экипажу.
При запуске космической транспортной системы Space Shuttle, весившей на старте около 2030 тонн, ее поднимали в небо пять мощных реактивных сопел. Три двигателя шаттла SSME (Space Shuttle Main Engine, главный двигатель Space Shuttle), или RS-25, создавали тягу на старте 180 тонн каждый, вместе — 540 тонн. То есть двигатели орбитального корабля на треть превосходили стартовую тягу ракеты-носителя «Союз».